Навигатор инклюзивного образования Республики Башкортостан http://inc.rcdo02.ru/specialist
ПРОГРАММА для детей с РАС в МАДОУ Детский сад № 233
В МАДОУ Детский сад № 233 функционируют 2 группы для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). В группы направляются дети дошкольного возраста с РАС на основании заключения ПМПК. Предельная наполняемость группы соответствует нормативам по комплектованию групп для детей с РАС и составляет 10 человек ( по 5 в каждой) . Каждого ребенка сопровождает тьютор. Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь, оберегаю). Тьюторство — особый тип педагогического сопровождения. Сопровождение процесса индивидуализации в ситуации открытого образования. Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы.
Цель деятельности тьютора:
- успешное включение ребенка с РАС в среду ДОУ;
- адаптация ребенка к условиям ДОУ, развитие успешности в образовательной и коммуникативной деятельности.
Задачи деятельности тьютора:
- создание условий для успешного обучения ребенка;
- создание условий для успешной социализации ребенка;
- максимальное раскрытие потенциала его личности.
Средства достижения цели и задач:
- организация и адаптация жизненного пространства: рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок;
- понимание тьютором и педагогом зон ближайшего развития ученика с особенностями развития, опора на его внутренние, скрытые ресурсы, дозирование нагрузки, адаптация учебного материала, адаптация учебных пособий.
Основное правило тьютора – не делать ничего того, что ребенок может сделать сам.
Основная цель – стать ненужным.
Участие тьютора в жизни ребенка по мере развития его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами.
Основной формой организации воспитательно — образовательной и коррекционно-развивающей работы являются такая форма организованной образовательной деятельности как индивидуальная.
Особое внимание уделяется развивающей предметно–пространственной среде группы. Необходимо наличие оборудования, которое соответствует индивидуальным особенностям ребенка с РАС и направлено на:
-коррекцию эмоциональной сферы;
-развитие познавательных процессов (коррекция и развитие мышления, внимания, восприятия, памяти и др. в соответствии с индивидуальными особенностями психофизического развития и образовательными потребностями ребенка);
-социально-бытовую адаптацию (развитие предметно-манипулятивной деятельности, способности к подражанию, обучение владению телом, развитию общей и мелкой моторики, зрительно-моторной координации, формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, совершенствование навыков взаимодействия со взрослыми и детьми в зависимости от формы проявления РАС).
Чтобы упорядочить деятельность детей, уменьшить беспокойство и обеспечить наглядную последовательность смены деятельности, облегчив периоды ожидания для учеников, введены индивидуальные визуальные расписания, которые представлены в виде картинок с текстами, с указанием всех занятий, перемен и режимных моментов. Расписание выстроено вертикально, с возможностью удаления карточек с выполненными заданиями .
В разных зонах ресурсной группы есть системы визуальных подсказок. Это схемы, алгоритмы, списки правил, позволяющие выполнять те или иные действия на уроках, переменах и в бытовых ситуациях. С помощью визуальных подсказок специально проработаны последовательности выполнения таких бытовых навыков, как использование туалета и мытье рук.
Организация и визуализация времени. Для детей с РАС очень важна «разметка» времени. Регулярность чередования событий дня, их предсказуемость и планирование предстоящего помогает лучше понимать начало и окончание какой-либо деятельности. Таким образом, им легче переживать то, что было в прошлом и дождаться того, что будет в будущем.
Пространство группы делится на зоны:
- Зона для индивидуальных занятий с тьютором;
- Зона для групповых занятий;
- Зона для сенсорной разгрузки;
- Зона для групповых занятий.
Зона для индивидуальных занятий с тьютором :
В этой зоне находятся парты для каждого ребенка. Чтобы оградить детей от дополнительной информации, сенсорной нагрузки и отделить для них индивидуальное пространство, парты оснащены перегородками с трех сторон.
Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Они строятся на оценке достижений ребенка и определении зоны его ближайшего развития. Каждое занятие выстраивается с учетом действий всех специалистов, работающих с ребенком.
Рабочая зона педагога «Ресурсной группы» организована так, чтобы в ней было комфортно и удобно работать. Зона оборудована рабочим столом, компьютером, цветным принтером, ламинатором, так как большинство учебных материалов разрабатывается и создается для детей ресурсной группы индивидуально. В рабочей зоне педагога ресурсной зоны хранятся учебные материалы и документация по программам детей.
Зона для сенсорной разгрузки
Оборудована мягкими будоматами, для создания мягкого и безопасного пола. Их можно использовать для занятий, отдыха и физических упражнений.
Балансиры — призваны тренировать равновесие, развивать оба полушария головного мозга, вырабатывать правильную осанку, стимулировать координацию движений.
Батут несёт собой не только радость, позитив, но и великолепные возможности для физического развития. Часто дети с РАС имеют проблемы с вестибулярным аппаратом и проприоцептивной сенсорной системой. Вестибулярный аппарат очень важен для пространственного восприятия движений тела, которые воспринимаются с помощью органа равновесия, находящегося во внутреннем ухе. Проприоцептивное восприятие движения в организме передается через связки, суставы и мышцы. Те, у кого нормальное сенсорное восприятие имеют хорошую координацию, но дети с аутизмом часто выглядят неуклюжими именно потому, что у них слабо развита проприоцептивная сенсорная система. Ритмическая стимуляция, которая происходит во время подпрыгиваний на поверхности спортивного батута, помогает научить тело в течение определенного периода времени читать исходящие импульсы, которые ранее не могли быть правильно интерпретированы. Именно поэтому батут может помочь ребенку лучше освоиться в пространстве.
Зона для групповых занятий
Зона для групповых занятий представляет собой ряд парт, обращенных к доске, как в обычной группе. Именно эта зона является моделью будущего общеобразовательного класса в школе, поэтому она должна максимально внешне ему соответствовать.
Ребенок с РАС в обычной детском саду не может быть социально адаптирован, если в этом сложном процессе ему не оказывается специфическая психологическая помощь.
Необходимо вовлекать ребенка в совместные действия. Основным условием создания адекватной развивающей предметно-пространственной среды в группе является мобильность игровых комплексов (уголков) в пространстве группы.
Каждая встреча с детьми РАС уникальна, но зная закономерности развития детей и приемы работы с ними, всегда можно установить контакт и подобрать к ним ключик.
Информация о созданных условиях для получения образования детьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на основании Постановления Правительства РФ от 17.05.2017 № 575 «О внесении изменений в пункт 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации».
Наши методические рекомендации
Методические рекомендации «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями» учителя — логопеда Сафиной Р.Р.https://yadi.sk/i/CY7CE-qBizZnsA
Методические рекомендации «Тревожность и ее профилактика у детей дошкольного возраста « педагога- психолога Губайдуллиной А.З. https://yadi.sk/i/eBSbd7ov8CsKOg
Методические рекомендации » Дети с расстройством аутистического спектра в детском саду » учителя – дефектолога Болонина Н.М., старшего воспитателя Юсуповой Л.А.https://yadi.sk/i/vvUQ1RTOLZJmzw
Фото и видеоматериалы
Презентация «Ресурсной группы»https://yadi.sk/i/1CavftWQXmczsw
Организация работы в «Ресурсной группе « https://yadi.sk/i/72xrTmsSCdSgVw
Работа специалистов с детьми с РАС https://yadi.sk/i/RiloKIG7NvcLQQ
Индивидуальные занятия в «Ресурсной группе » https://yadi.sk/i/UpRM_ZXZCJmElA
Прямая инклюзия https://yadi.sk/i/vINnkpGcbbzlZw
Игровая деятельность https://yadi.sk/i/zYySKZU-CS1Neg
Игровая деятельность https://yadi.sk/i/zYySKZU-CS1Neg
НАШИ МЕРОПРИЯТИЯ
Мастер-класс учителя — логопеда Сафиной Р.Р.https://yadi.sk/d/V1PqPANXfgLQXw
Мастер-класс для родителей «Игры и игрушки для детей с РАС своими руками». Педагог — психолог Губайдуллина А.З. Ссылка на мастер класс Мастер — класс для родителейКонсультация для родителей «Организация жизнедеятельности и воспитания детей с РАС». Учитель — дефектолог Болонина Н.М. Ссылка на консультацию
Наши достижения
МАДОУ Детский сад № 233 городского округа город Уфа Республики Башкортостан представил мастер – класс «Ресурсная группа» для детей с РАС» в Уфимском международном салоне образования -2018
Мастер – класс «Организация образовательно –воспитательной деятельности детей с РАС в ДОУ» в Московском международном салоне образования — 2019
Стендовая презентация «Ресурсный центр» в Уфимском международном салоне образования -2019
В 2018 и 2019 году МАДОУ Детский сад № 233 был удостоен памятной статуэтки «За вклад в развитие образования»
В феврале 2020 года МАДОУ Детский сад № 233 посетил Колчин В.С., помощник полномочного представителя Президента РФ в ПФО, Иванова Л.Х., заместитель Премьер-министра Правительства РБ — министр семьи, труда и социальной защиты населения РБ, Галиева А.З., заместитель министра образования и науки РБ, Сулейманова А.Н., заместитель главы Администрации городского округа город Уфа РБ, Витрянюк С.В., руководитель департамента «Инклюзия» Ассоциации некоммерческих организаций, созданных родителями и близкими детей с РАС «Аутизм-Регионы», Кузнецова Ю.Е., представитель Фонда содействия решению проблем аутизма в России «Выход», Афанасьева К.К., специалист по социальному проектированию Ассоциации некоммерческих организаций, созданных родителями и близкими детей с РАС «Аутизм-Регионы». Целью посещения было ознакомление с пилотным проектом «Ресурсная группа» в рамках пребывания помощника полномочного представителя Президента РФ по вопросам сопровождения детей с ментальными расстройствами.
О НАС ПИШУТ…
Статья о ресурсной группе в газете «Вечерняя Уфа» от 13.03.2018г.http://vechufa.ru/mums-the-class/11700-resurs-osobyh-doshkolyat.html
https://vk.com/wall-83327442_3107