ПРОГРАММА для детей с РАС в МАДОУ Детский сад № 233
В МАДОУ Детский сад № 233 функционирует группа для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). В группу направляются дети дошкольного возраста с РАС на основании заключения ПМПК. Предельная наполняемость группы соответствует нормативам по комплектованию групп для детей с РАС и составляет 8 человек. Каждого ребенка сопровождает тьютор. Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь, оберегаю). Тьюторство — особый тип педагогического сопровождения. Сопровождение процесса индивидуализации в ситуации открытого образования. Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы.
Цель деятельности тьютора:
- успешное включение ребенка с РАС в среду ДОУ;
- адаптация ребенка к условиям ДОУ, развитие успешности в образовательной и коммуникативной деятельности.
Задачи деятельности тьютора:
- создание условий для успешного обучения ребенка;
- создание условий для успешной социализации ребенка;
- максимальное раскрытие потенциала его личности.
Средства достижения цели и задач:
- организация и адаптация жизненного пространства: рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок;
- понимание тьютором и педагогом зон ближайшего развития ученика с особенностями развития, опора на его внутренние, скрытые ресурсы, дозирование нагрузки, адаптация учебного материала, адаптация учебных пособий.
Основное правило тьютора – не делать ничего того, что ребенок может сделать сам.
Основная цель – стать ненужным.
Участие тьютора в жизни ребенка по мере развития его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами.
Основной формой организации воспитательно — образовательной и коррекционно-развивающей работы являются такая форма организованной образовательной деятельности как индивидуальная.
Особое внимание уделяется развивающей предметно–пространственной среде группы. Необходимо наличие оборудования, которое соответствует индивидуальным особенностям ребенка с РАС и направлено на:
-коррекцию эмоциональной сферы;
-развитие познавательных процессов (коррекция и развитие мышления, внимания, восприятия, памяти и др. в соответствии с индивидуальными особенностями психофизического развития и образовательными потребностями ребенка);
-социально-бытовую адаптацию (развитие предметно-манипулятивной деятельности, способности к подражанию, обучение владению телом, развитию общей и мелкой моторики, зрительно-моторной координации, формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, совершенствование навыков взаимодействия со взрослыми и детьми в зависимости от формы проявления РАС).
Пространство группы делится на зоны:
- учебная;
- игровая;
- зона физического развития;
- обеденная зона.
Учебная зона:
Предполагает максимальную индивидуализацию учебного процесса. В учебной зоне находится визуализированное расписание заданий — это один из важнейших составных компонентов среды обучения, который сообщает ребенку, какие задания будут проводиться и в какой последовательности.
Игровая зона
Игровую зону в основном составляет тактильно-развивающее оборудование, построенное по принципу «учимся, играя». Оно направлено на развитие абстрактного логического мышления, сенсорного восприятия, мелкой моторики.
Для ребенка мир начинается с тактильных ощущений. Прикасаясь к предметам различной фактуры, развивая мелкую моторику, ребенок не просто познает окружающий мир, но и осознает свое место в нем, учится взаимодействовать, а это в дальнейшем сказывается на гибкости и точности восприятия. С помощью данных панелей, ребенок развивает мелкую моторику, знакомится с цветом, развивает зрительно – двигательную координацию.
Зона физического развития
Оборудована мягкими будоматами, для создания мягкого и безопасного пола. Их можно использовать для занятий, отдыха и физических упражнений.
Балансиры — призваны тренировать равновесие, развивать оба полушария головного мозга, вырабатывать правильную осанку, стимулировать координацию движений.
Батут несёт собой не только радость, позитив, но и великолепные возможности для физического развития. Часто дети с РАС имеют проблемы с вестибулярным аппаратом и проприоцептивной сенсорной системой. Вестибулярный аппарат очень важен для пространственного восприятия движений тела, которые воспринимаются с помощью органа равновесия, находящегося во внутреннем ухе. Проприоцептивное восприятие движения в организме передается через связки, суставы и мышцы. Те, у кого нормальное сенсорное восприятие имеют хорошую координацию, но дети с аутизмом часто выглядят неуклюжими именно потому, что у них слабо развита проприоцептивная сенсорная система. Ритмическая стимуляция, которая происходит во время подпрыгиваний на поверхности спортивного батута, помогает научить тело в течение определенного периода времени читать исходящие импульсы, которые ранее не могли быть правильно интерпретированы. Именно поэтому батут может помочь ребенку лучше освоиться в пространстве.
Необходимо вовлекать ребенка в совместные действия. Основным условием создания адекватной развивающей предметно-пространственной среды в группе является мобильность игровых комплексов (уголков) в пространстве группы.
Каждая встреча с детьми РАС уникальна, но зная закономерности развития детей и приемы работы с ними, всегда можно установить контакт и подобрать к ним ключик.
Информация о созданных условиях для получения образования детьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на основании Постановления Правительства РФ от 17.05.2017 № 575 «О внесении изменений в пункт 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации».
Ссылки об услугах для детей с ОВЗ
http://ufa-edu.ru/education/pre-school-education/services-for-children-with-disabilities
http://ufa-edu.ru/education/pre-school-education/services-for-children-with-disabilities