Инклюзивное образование

ПРОГРАММА для детей с РАС в МАДОУ Детский сад № 233

В МАДОУ Детский сад № 233 функционирует группа для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). В группу направляются дети дошкольного возраста с РАС на основании заключения ПМПК. Предельная наполняемость группы соответствует нормативам по комплектованию групп для детей с РАС и составляет 8 человек. Каждого ребенка сопровождает тьютор. Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь, оберегаю). Тьюторство — особый тип педагогического сопровождения. Сопровождение процесса индивидуализации в ситуации открытого образования. Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы.

Цель деятельности тьютора:

  • успешное включение ребенка с РАС в среду ДОУ;
  • адаптация ребенка к условиям ДОУ, развитие успешности в образовательной и коммуникативной деятельности.

Задачи деятельности тьютора:

  • создание условий для успешного обучения ребенка;
  • создание условий для успешной социализации ребенка;
  • максимальное раскрытие потенциала его личности.

Средства достижения цели и задач:

  • организация и адаптация жизненного пространства: рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок;
  • понимание тьютором и педагогом зон ближайшего развития ученика с особенностями развития, опора на его внутренние, скрытые ресурсы, дозирование нагрузки, адаптация учебного материала, адаптация учебных пособий.

Основное правило тьютора не делать ничего того, что ребенок может сделать сам.

Основная цельстать ненужным.

Участие тьютора в жизни ребенка по мере развития его самостоятельности  постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами.

Основной формой организации воспитательно — образовательной и коррекционно-развивающей работы являются такая форма организованной образовательной деятельности как индивидуальная.

Особое внимание уделяется развивающей предметно–пространственной среде группы. Необходимо наличие оборудования, которое соответствует индивидуальным особенностям ребенка с РАС и направлено на:

-коррекцию эмоциональной сферы;

-развитие познавательных процессов (коррекция и развитие мышления, внимания, восприятия, памяти и др. в соответствии с индивидуальными особенностями психофизического развития и образовательными потребностями ребенка);

-социально-бытовую  адаптацию  (развитие предметно-манипулятивной деятельности, способности к подражанию, обучение владению телом, развитию общей и мелкой моторики, зрительно-моторной координации, формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, совершенствование навыков взаимодействия со взрослыми и детьми в зависимости от формы проявления РАС).

Пространство группы делится на зоны:

  • учебная;
  • игровая;
  • зона физического развития;
  • обеденная зона.

      Учебная зона:

Предполагает максимальную индивидуализацию учебного процесса. В учебной зоне находится визуализированное расписание заданий — это один из важнейших составных компонентов  среды обучения, который сообщает ребенку, какие задания будут проводиться и в какой последовательности.

Игровая зона

Игровую зону в основном составляет тактильно-развивающее оборудование, построенное  по принципу «учимся, играя». Оно направлено на развитие абстрактного логического мышления, сенсорного восприятия, мелкой моторики.

Для ребенка мир начинается с тактильных ощущений. Прикасаясь к предметам различной фактуры, развивая мелкую моторику, ребенок не просто познает окружающий мир, но и осознает свое место в нем, учится взаимодействовать, а это в дальнейшем сказывается на гибкости и точности восприятия. С помощью данных панелей, ребенок развивает мелкую моторику, знакомится с цветом, развивает зрительно – двигательную координацию.

Зона физического развития

Оборудована мягкими будоматами, для создания мягкого и безопасного пола. Их можно использовать для занятий, отдыха и физических упражнений.

Балансиры — призваны тренировать равновесие, развивать оба полушария головного мозга, вырабатывать правильную осанку, стимулировать координацию движений.

Батут несёт  собой не только радость, позитив, но и великолепные возможности для физического развития. Часто  дети с РАС имеют проблемы с вестибулярным аппаратом и проприоцептивной сенсорной  системой. Вестибулярный аппарат очень важен для пространственного восприятия движений тела, которые воспринимаются с помощью органа равновесия, находящегося во внутреннем ухе.  Проприоцептивное восприятие движения в организме передается через связки, суставы и мышцы. Те, у кого нормальное сенсорное восприятие имеют хорошую координацию, но дети с аутизмом часто выглядят неуклюжими именно потому, что у них слабо развита проприоцептивная сенсорная система.  Ритмическая стимуляция, которая происходит во время подпрыгиваний на поверхности спортивного батута, помогает научить тело в течение определенного периода времени читать исходящие импульсы, которые ранее не могли быть правильно интерпретированы.  Именно поэтому  батут может помочь ребенку лучше освоиться в пространстве.

 

Необходимо вовлекать ребенка в совместные действия. Основным условием создания адекватной развивающей предметно-пространственной среды в группе является мобильность игровых комплексов (уголков) в пространстве группы.

Каждая встреча с детьми РАС уникальна, но зная закономерности развития детей и приемы работы с ними, всегда можно установить контакт и подобрать к ним ключик.

Информация о созданных условиях для получения образования детьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на основании Постановления Правительства РФ от 17.05.2017 № 575 «О внесении изменений в пункт 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации».

Ссылки об услугах для детей с ОВЗ 

 http://ufa-edu.ru/education/pre-school-education/services-for-children-with-disabilities

http://ufa-edu.ru/education/pre-school-education/services-for-children-with-disabilities

Комментарии запрещены.