Инклюзивное образование

Навигатор инклюзивного образования Республики Башкортостан http://inc.rcdo02.ru/specialist  

ПРОГРАММА для детей с РАС в МАДОУ Детский сад № 233

В МАДОУ Детский сад № 233 функционируют  2 группы для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). В группы направляются дети дошкольного возраста с РАС на основании заключения ПМПК. Предельная наполняемость группы соответствует нормативам по комплектованию групп для детей с РАС и составляет 10 человек ( по 5 в каждой) . Каждого ребенка сопровождает тьютор. Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь, оберегаю). Тьюторство — особый тип педагогического сопровождения. Сопровождение процесса индивидуализации в ситуации открытого образования. Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы.

Цель деятельности тьютора:

  • успешное включение ребенка с РАС в среду ДОУ;
  • адаптация ребенка к условиям ДОУ, развитие успешности в образовательной и коммуникативной деятельности.

Задачи деятельности тьютора:

  • создание условий для успешного обучения ребенка;
  • создание условий для успешной социализации ребенка;
  • максимальное раскрытие потенциала его личности.

Средства достижения цели и задач:

  • организация и адаптация жизненного пространства: рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок;
  • понимание тьютором и педагогом зон ближайшего развития ученика с особенностями развития, опора на его внутренние, скрытые ресурсы, дозирование нагрузки, адаптация учебного материала, адаптация учебных пособий.

Основное правило тьютора не делать ничего того, что ребенок может сделать сам.

Основная цельстать ненужным.

Участие тьютора в жизни ребенка по мере развития его самостоятельности  постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами.

Основной формой организации воспитательно — образовательной и коррекционно-развивающей работы являются такая форма организованной образовательной деятельности как индивидуальная.

Особое внимание уделяется развивающей предметно–пространственной среде группы. Необходимо наличие оборудования, которое соответствует индивидуальным особенностям ребенка с РАС и направлено на:

-коррекцию эмоциональной сферы;

-развитие познавательных процессов (коррекция и развитие мышления, внимания, восприятия, памяти и др. в соответствии с индивидуальными особенностями психофизического развития и образовательными потребностями ребенка);

-социально-бытовую  адаптацию  (развитие предметно-манипулятивной деятельности, способности к подражанию, обучение владению телом, развитию общей и мелкой моторики, зрительно-моторной координации, формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, совершенствование навыков взаимодействия со взрослыми и детьми в зависимости от формы проявления РАС).

Чтобы упорядочить деятельность детей, уменьшить беспокойство и обеспечить наглядную последовательность смены деятельности, облегчив периоды ожидания для учеников, введены индивидуальные визуальные расписания, которые представлены в виде картинок с текстами, с указанием всех занятий, перемен и режимных моментов. Расписание выстроено вертикально, с возможностью удаления карточек с выполненными заданиями .

В разных зонах ресурсной группы есть системы визуальных подсказок. Это схемы, алгоритмы, списки правил, позволяющие выполнять те или иные действия на уроках, переменах и в бытовых ситуациях. С помощью визуальных подсказок специально проработаны последовательности выполнения таких бытовых навыков, как использование туалета и мытье рук.

Организация и визуализация времени. Для детей с РАС очень важна «разметка» времени. Регулярность чередования событий дня, их предсказуемость и планирование предстоящего помогает лучше понимать начало и окончание какой-либо деятельности. Таким образом, им легче переживать то, что было в прошлом и дождаться того, что будет в будущем.

Пространство группы делится на зоны:

  • Зона для индивидуальных занятий с тьютором;
  • Зона для групповых занятий;
  • Зона для сенсорной разгрузки;
  • Зона для групповых занятий.

Зона для индивидуальных занятий с тьютором   :

В этой зоне находятся парты для каждого ребенка. Чтобы оградить детей от дополнительной информации, сенсорной нагрузки и отделить для них индивидуальное пространство, парты оснащены перегородками с трех сторон.

Индивидуальные занятия  направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Они строятся на оценке достижений ребенка и определении зоны его ближайшего развития. Каждое занятие выстраивается с учетом действий всех специалистов, работающих с ребенком.

Рабочая зона педагога «Ресурсной группы» организована так, чтобы в ней было комфортно и удобно работать. Зона оборудована рабочим столом, компьютером, цветным принтером, ламинатором, так как большинство учебных материалов разрабатывается и создается для детей ресурсной группы индивидуально. В рабочей зоне педагога ресурсной зоны хранятся учебные материалы и документация по программам детей.

Зона для сенсорной разгрузки

Оборудована мягкими будоматами, для создания мягкого и безопасного пола. Их можно использовать для занятий, отдыха и физических упражнений.

Балансиры — призваны тренировать равновесие, развивать оба полушария головного мозга, вырабатывать правильную осанку, стимулировать координацию движений.

Батут несёт  собой не только радость, позитив, но и великолепные возможности для физического развития. Часто  дети с РАС имеют проблемы с вестибулярным аппаратом и проприоцептивной сенсорной  системой. Вестибулярный аппарат очень важен для пространственного восприятия движений тела, которые воспринимаются с помощью органа равновесия, находящегося во внутреннем ухе.  Проприоцептивное восприятие движения в организме передается через связки, суставы и мышцы. Те, у кого нормальное сенсорное восприятие имеют хорошую координацию, но дети с аутизмом часто выглядят неуклюжими именно потому, что у них слабо развита проприоцептивная сенсорная система.  Ритмическая стимуляция, которая происходит во время подпрыгиваний на поверхности спортивного батута, помогает научить тело в течение определенного периода времени читать исходящие импульсы, которые ранее не могли быть правильно интерпретированы.  Именно поэтому  батут может помочь ребенку лучше освоиться в пространстве.

Зона для групповых занятий

Зона для групповых занятий представляет собой ряд парт, обращенных к доске, как в обычной группе. Именно эта зона является моделью будущего общеобразовательного класса в школе, поэтому она должна максимально внешне ему соответствовать.

Ребенок с РАС в обычной детском  саду не может быть социально адаптирован, если в этом сложном процессе ему не оказывается специфическая психологическая помощь.

Необходимо вовлекать ребенка в совместные действия. Основным условием создания адекватной развивающей предметно-пространственной среды в группе является мобильность игровых комплексов (уголков) в пространстве группы.

Каждая встреча с детьми РАС уникальна, но зная закономерности развития детей и приемы работы с ними, всегда можно установить контакт и подобрать к ним ключик.

Информация о созданных условиях для получения образования детьми с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья на основании Постановления Правительства РФ от 17.05.2017 № 575 «О внесении изменений в пункт 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации».

Наши методические рекомендации

Методические рекомендации «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями» учителя — логопеда Сафиной Р.Р.https://yadi.sk/i/CY7CE-qBizZnsA

Методические рекомендации «Тревожность и ее профилактика у детей дошкольного возраста « педагога- психолога Губайдуллиной А.З. https://yadi.sk/i/eBSbd7ov8CsKOg

Методические рекомендации » Дети с расстройством аутистического спектра в детском саду »  учителя – дефектолога Болонина Н.М., старшего воспитателя Юсуповой Л.А.https://yadi.sk/i/vvUQ1RTOLZJmzw

Фото и видеоматериалы

Презентация «Ресурсной группы»https://yadi.sk/i/1CavftWQXmczsw

Организация работы в «Ресурсной группе « https://yadi.sk/i/72xrTmsSCdSgVw

Работа специалистов с детьми с РАС https://yadi.sk/i/RiloKIG7NvcLQQ

Индивидуальные занятия в «Ресурсной группе » https://yadi.sk/i/UpRM_ZXZCJmElA

Прямая инклюзия https://yadi.sk/i/vINnkpGcbbzlZw

Игровая деятельность https://yadi.sk/i/zYySKZU-CS1Neg

Игровая деятельность https://yadi.sk/i/zYySKZU-CS1Neg

НАШИ МЕРОПРИЯТИЯ 

 Мастер-класс учителя — логопеда Сафиной Р.Р.https://yadi.sk/d/V1PqPANXfgLQXw

Мастер-класс для родителей «Игры и игрушки для детей с РАС своими руками». Педагог — психолог Губайдуллина А.З.     Ссылка на мастер класс Мастер — класс для родителейКонсультация для родителей «Организация жизнедеятельности и воспитания детей с РАС». Учитель — дефектолог Болонина Н.М.   Ссылка на консультацию

Наши достижения 

МАДОУ Детский сад № 233 городского округа город Уфа Республики Башкортостан представил мастер – класс «Ресурсная группа» для детей с РАС» в Уфимском  международном салоне образования -2018

Мастер – класс «Организация образовательно –воспитательной деятельности детей с РАС в ДОУ» в Московском  международном салоне образования — 2019

Стендовая презентация «Ресурсный центр» в Уфимском международном  салоне  образования -2019

 

В 2018 и 2019 году МАДОУ Детский сад № 233 был удостоен памятной статуэтки «За вклад в развитие образования»

В феврале 2020 года МАДОУ Детский сад № 233 посетил Колчин В.С., помощник полномочного представителя Президента РФ в ПФО, Иванова Л.Х., заместитель Премьер-министра Правительства РБ — министр семьи, труда и социальной защиты населения РБ, Галиева А.З., заместитель министра образования и науки РБ, Сулейманова А.Н., заместитель главы Администрации городского округа город Уфа РБ,  Витрянюк С.В., руководитель департамента «Инклюзия» Ассоциации некоммерческих организаций, созданных родителями и близкими детей с РАС «Аутизм-Регионы», Кузнецова Ю.Е., представитель Фонда содействия решению проблем аутизма в России «Выход», Афанасьева К.К., специалист по социальному проектированию Ассоциации некоммерческих организаций, созданных родителями и близкими детей с РАС «Аутизм-Регионы». Целью посещения было ознакомление с пилотным проектом «Ресурсная группа» в рамках пребывания помощника полномочного представителя Президента РФ по вопросам сопровождения детей с ментальными расстройствами.

О НАС ПИШУТ…

Статья  о ресурсной группе в газете «Вечерняя Уфа» от 13.03.2018г.http://vechufa.ru/mums-the-class/11700-resurs-osobyh-doshkolyat.html

https://vk.com/wall-83327442_3107

https://vk.com/wall-83327442_2927

https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fbash.news%2Fbst%2F37578_vechernij-telecentr-vypusk-ot-22-maya-2019%2F&post=-83327442_2388&cc_key=